Базанов Василий Григорьевич (1911-1981)

Биография | Список трудов
 
Show as multiple pages

 

В историю советской науки В. Г. Базанов вошел как выдающийся исследователь русской литературы, автор широко известных книг о декабристах и поэтах пушкинской поры, горячий энтузиаст народознания, открывший многие новые пути в изучении народного творчества и народной культуры.

В русской литературной науке еще на заре ее существования сложилась одна поистине замечательная традиция: русский ученый-филолог, какова бы ни была его основная специальность — древняя литература или фольклор, западноевропейская филология или же отечественная литература нового времени, — всегда был, как правило, человеком необычайно широкого научного кругозора и исключительного разнообразия научных интересов, среди которых — и это следует особенно подчеркнуть — особо важное место занимали вопросы народной поэзии. Ф. И. Буслаев и А. Н. Веселовский, А. Н. Пыпин и Л. Н. Майков, Я. К. Грот и Н. С. Тихонравов — эти ученые, стоявшие у истоков русского литературоведения, не только заложили его основы, но и воплотили в себе характернейший тип русского филолога.

Развитая и укрепленная в дооктябрьской русской науке такими выдающимися учеными, как А. А. Потебня, С. Ф. Ольденбург, М. Н. Сперанский, традиция эта была продолжена в советское время целым рядом исследователей — А. С. Орловым и В. Н. Перетцем, В. М. Жирмунским и В. Я. Проппом, А. П. Скафтымовым и М. М. Бахтиным, Н. И. Конрадом и В. В. Виноградовым, В. П. Адриановой-Перетц и Д. С. Лихачевым.

В этом же ряду стоит и имя Василия Григорьевича Базанова.

Свой путь в науке В. Г. Базанов начал очень рано (университет он окончил в 1931 г., двадцати лет от роду). Столь же рано определились и его научные интересы и вкусы: уже в первых своих статьях он заявил о себе как исследователь, которого интересуют фольклорные истоки литературы, та сложная, проникнутая борьбой различных литературно-общественных традиций атмосфера, в которой происходит творческое становление писателя. Такая направленность научных интересов возникла у него естественно и органично: изучение фольклора Карелии, края, который в классические времена русского собирательства называли «Исландией русского эпоса», сделало естественным его обращение к материалам и творческому наследию многих выдающихся деятелей русской культуры, внесших огромный вклад в дело отечественного собирательства; в свою очередь изучение их творчества по необходимости включало в себя исследование принципов их работы с фольклором и — шире — изучение современного им состояния фольклорной традиции. Наиболее известные работы В. Г. Базанова «карельского» периода — статьи «О поэзии Глинки (1938), «Фольклор Советской Карелии» (1938), «Родина народных певцов и сказителей» (1940), «П. И. Рябинин-Андреев и его предки» (1940), книги «За колючей проволокой. Из дневника собирателя народной словесности» (1945), «Карельские поэмы Федора Глинки» (1945).

В этот же период в творчестве В. Г. Базанова наметился еще один важный аспект, который в дальнейшем приобретет в его трудах совершенно особое значение: его научные интересы со временем все более сосредоточиваются на творчестве поэтов пушкинской поры, главным образом поэтов-декабристов, вследствие чего и социально-эстетическая роль фольклора открывается ему многими новыми своими стронами. Прослеживая эту роль в творчестве Ф. Глинки, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, выявляя особое значение, которое имел фольклор в становлении их взглядов на народную жизнь, В. Г. Базанов, в сущности, уже тогда очень близко подошел к мысли о фольклоре как источнике революционного народознания, к мысли, которая в будущем составит основу его наиболее фундаментальных исследований.

С 1945 г. научная деятельность В. Г. Базанова тесно связана с Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) АН СССР. Продолжая углубленную разработку проблем декабристской литературы (книги «Вольное общество любителей Российской словесности» (1949), «Поэтическое наследие Федора Глинки» (1949), «Поэты-декабристы» (1950), «Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика» (1953)), В. Г. Базанов, как и прежде, ведет обширную работу в области фольклористики. Он пишет ряд исследований по истории фольклористики («А. Ф. Гильфердинг и его “Онежские былины”» (1949), «Павел Иванович Якушкин» (1950)), принимает активное участие в издании многих крупных памятников русского фольклора, направляет собирательскую работу фольклористов института. В 1958 г. он становится во главе редакции только что организованного журнала «Русская литература», «фольклорный» отдел которого вскоре же превращается в один из крупнейших центров фольклористической работы в стране.

На протяжении 50—60-х гг. В. Г. Базанов опубликовал целый ряд статей, по проблематике своей настолько оригинальных и необычных, что в них поначалу далеко не сразу угадывалась связь с традиционными проблемами фольклористики. Это статьи «И. И. Введенский и Н. Г. Чернышевский (К истории русской фольклористики)» (1956), «Семейные и местные предания в “Автобиографии” Н. Г. Чернышевского» (1958), «Н. Г. Чернышевский и А. С. Зеленой (К проблеме народного просвещения)» (1959), «Новые люди или нигилисты? (К истории русского демократического народоведения)» (1959), «Поэма “Кому на Руси жить хорошо” и крестьянское политическое красноречие» (1959), «Добролюбов и народознание» (1962), «Илья Муромец — крестьянский революционер» (1963), «Накануне “хождения в народ”» (1964), «К истории тюремной поэзии революционных народников 70-х годов» (1966), «Проблема “литературного фольклора” в русском революционном движении XIX в.» (1968), «Хождение в народ и книга для народа» (1970). Не вполне очевидной была на первых порах связь этих работ и с проблематикой предшествующих исследований самого В. Г. Базанова. Однако уже после статьи «Новые люди или нигилисты?» и особенно статьи «Добролюбов и народознание» стало ясно, что В. Г. Базанов продолжает разрабатывать «свою» тему, но при этом горизонты ее обозначены им настолько широко и смело, что появились все основания говорить о принципиально новом подходе к изучению фольклора, о новом и чрезвычайно перспективном направлении в фольклористике.

Итогом этих многолетних разысканий явилась книга «Русские революционные демократы и народознание» (1974). Сформулировав в ней основные принципы своего подхода к изучению фольклора, В. Г. Базанов блистательно продемонстрировал их на огромном фактическом .материале.

Суть этого подхода заключается прежде всего в том, что фольклор рассматривается не только как предмет специальной науки — фольклористики, — традиционно выводимой из литературоведения и этнографии, но и как часть предмета более широкой, более всеобъемлющей социально-научной дисциплины — демократического народознания. «Фольклористика, — пишет В. Г. Базанов, — входит в народознание, составляет один из важнейших разделов науки о народном мировоззрении, об экономической, умственной и эстетической жизни русского крестьянина... В нераздельности проблем — литература и фольклор, народный быт и революционное просвещение, социология и фольклористика — состоит своеобразие демократического народознания на втором этапе освободительного движения в России» (Базанов Вас. Русские революционные демократы и народознание. Л., 1974, с. 6).

Отсюда вытекает и второе, не менее важное, методологическое требование, предписываемое исследовательской стратегией демократического народознания, — необходимость жанрового расширения понятия «фольклор». «Чтобы понять своеобразие демократической фольклористики, принявшей на себя функции социалистического народознания, необходимо расширить само понятие фольклор. Если изучение фольклора ограничивать ведущими жанрами (былины, сказки, песни, обрядовая поэзия), то народное творчество пореформенной эпохи будет явно сужено, представлено односторонне. Не успевая укладываться в законченные художественные формы и композиции, современная крестьянская действительность, в частности борьба за землю и волю, находит наиболее полное отражение в толках и слухах, в местных преданиях, которые еще не являются собственно художественным фольклором. В связи с новым публицистическим фольклором временнообязанных крестьян особого внимания заслуживают агитационные речи «возмутителей» и «лжетолкователей» царского манифеста. Народные толки: и крестьянское политическое красноречие, на наш взгляд, многое определяли в судьбах традиционного крестьянского фольклора. Летучая публицистика способствовала идейному переоформлению традиционных сюжетов, распространению социальных мотивов, злободневности материала» (там же, с. 7).

Такое понимание фольклора позволяет лучше представить многообразие его форм, сложный и противоречивый характер его исторической жизни, специфику историко-фольклорного процесса в целом. Раскрывая научный и социально-политический смысл теоретических положений Чернышевского и Добролюбова, привлекая богатейший и почти не изученный материал, характеризующий собирательскую, литературную и революционно-пропагандистскую практику народников 70-х гг., В. Г. Базанов во всей полноте раскрывает сущность того принципиального поворота, который революционно-демократическое народознание придало развитию русской фольклористики в последней трети XIX в. Главная цель демократического народознания состояла в постижении основных законов развития народного сознания и народного мировоззрения, в комплексном изучении народной социальной истории, экономического быта и народного художественного творчества, важнейших событий народной жизни.

«Хождение в народ» не ставило перед собой строго научные цели. Но в фольклорно-этнографическое изучение крестьянской России демократы-революционеры внесли свой вклад, причем большой и принципиальный. Они повернули фольклористику и этнографию к современности, к насущным вопросам крестьянской действительности,, вооружили народознание «теорией трудящихся»... Демократическое народознание, — заключает В. Г. Базанов, — не нами придуманная проблема, она выдвинута пореформенной жизнью России, общественным движением, подсказана народом и выстрадана русскими революционерами» (там же, с. 540 и сл.).

Таким образом, исследование В. Г. Базанова с исчерпывающей полнотой и конкретностью воссоздает характер и самую динамику тех важнейших и знаменательнейших процессов, которые происходили в народном социально-эстетическом сознании и в русской науке на втором этапе освободительного движения в России. Это было крупное открытие, в равной степени относящееся и к фольклористике, и к литературоведению, и к истории общественной мысли. Но значение книги «Русские революционные демократы и народознание» состоит еще и в том, что она продолжает и развивает проблематику предшествующих исследований В. Г. Базанова и в этом своем качестве позволяет представить процесс развития русского революционного народознания, определяемый развитием освободительного движения в России в органическом единстве двух первых его периодов. Благодаря этому появилась возможность, с одной стороны, говорить об определенных закономерностях данного процесса, с другой же — лучше понять существо тех форм, которые приняло народознание в последующие периоды. Народознание, в трактовке В. Г. Базанова, есть понятие диалектическое. Диалектика его в том, что, сопоставленное с фольклористикой литературоведением и литературой, оно может рассматриваться то как некое целое по отношению к своим частям, то, напротив, как их составная часть, необходимое условие их развития. Скажем, фольклористика в той мере, в какой она является наукой об определенной стороне духовной жизни народа, есть безусловно часть народознания. Однако в той мере, в какой она является специальной наукой, имеющей свой предмет и свои специальные методы, она есть не только народознание.

В принципе то же самое можно сказать и о художественной литературе. Она также является, строго говоря, одной из форм народознания, и совершенно так же народознание оказывается для нее необходимым условием наиболее глубокого постижения ею реальной действительности.

Этой стороне проблемы посвящены многие работы В. Г. Базанова последнего времени. «Об одном стихотворении» (1967}, «Оглядываясь на пройденный путь (К спорам о Державине и Карамзине)» (1969), «Поэзия Сергея Есенина» (1975), «Гремел мой прадед, Аввакум! (Аввакум. Клюев. Блок)» (1976), «“Плач о Есенине” Николая Клюева» (1977), «Олонецкий крестьянин и петербургский поэт» (1978), «Древнерусские ключи к “Ключам Марии” С. А. Есенина» (1978), «От мифа о “вечном древе” к социально-этической утопии (Сергей Есенин и Николай Клюев)» (1978), «Поэма о древнем Выге» (1979) — все эти статьи дают широкое представление как об источниках постижения литературой народной жизни, так и о богатейшем разнообразии самих форм этого постижения, т.е. в конечном счете вообще о литературе как художественной форме народознания. Нельзя не заметить, что в этих статьях, как и прежде в статьях о демократическом народознании, тоже видны весьма явственные признаки определенного проблемно-тематического цикла. И цикл этот, в сущности, есть не что иное, как третья часть той трилогии, первые две части которой — «Очерки декабристской литературы» и «Русские революционные демократы и народознание» — уже заняли свое место в истории науки, той трилогии, которая по праву могла бы называться «Литература и Народ». Потому что и все творчество Василия Григорьевича Базанова, историка литературы и фольклориста, публициста и литературного критика, неразрывно связано именно с этой великой темой.

Л. И. Емельянов

(По изд.: Русский фольклор. Поэтика русского фольклора.

Л.: Наука, 1981. Т. XXI. С. 223-226)

 


СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ ТРУДОВ В.Г. БАЗАНОВА В ОБЛАСТИ
ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРИСТИКИ (1937—1979)

(Составитель М. Я. Мельц; по изд.: Русский фольклор. Поэтика русского фольклора.
Л.: Наука, 1981. Т. XXI. С. 211-217)

 

Литература Советской Карелии. — В кн.: Карелия. Лит.-худож. сб. Карел. союза сов. писателей. Петрозаводск, «Кирья», 1937, с. 229—243.

С. 235—236, 242: Фольклор в творчестве писателей Сов. Карелии.

Ценный вклад. — Красная Карелия, Петрозаводск, 1938, 20 апр., № 90.

Рец. на кн.: Песни и сказки на Онежском заводе. Сб. Петрозаводск, 1937.

Советскойн Карелиян фольклора. — Карелия, Петрозаводск, 1938, № 6—7, с. 131—140 (на карел, яз.).

О поэзии Глинки. — Лит. критик, 1938, № 9—10, с. 293—306.

С. 295—296, 299, 304: Обращение Ф. Н. Глинки к устн. нар. творчеству.

Фольклор Советской Карелии. — Лит. современник, 1938, № 9, с. 199—209.

Карелия. Лит.-худож. альманах Карел. союза сов. писателей. Фольклор Карелии. Петрозаводск, Карел. гос. изд-во, 1938. 139 с.

Составление сборника (совместно с А. Н. Лозановой, А. Д. Соймоновым).

У сказителя М. М. Коргуева. — Комсомолец Карелии, Петрозаводск, 1939, 4 апр., № 53.

Былина о Рахте Рагнозерском. — На рубеже, Петрозаводск, 1940, № 1, с. 26—27.

Предисловие к тексту, записанному от Н. В. Кигачева.

Мастер волшебно-героической сказки [М. М. Коргуев]. — Красная Карелия, Петрозаводск, 1940, 22 марта, № 67.

Родина народных певцов и сказителей. — На рубеже, Петрозаводск, 1940, № 2—3, с. 51—55.

Народные сказители. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1940, 13 окт., № 237.

Мечта осуществилась. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1940, 16 окт., № 238.

Анализ рун «Калевалы».

Мастерство сказки. — Лит. современник, 1940, № 10—11, с. 208—210.

Рец. на кн.: Беломорские сказки, рассказанные М. М. Коргуевым. М., 1938; Сказки М. М. Коргуева, кн. 1, 2. Петрозаводск, 1939.

Былины П. И. Рябинина-Андреева. Петрозаводск, Каргосиздат, 1940. 143 с. (Карел. науч.-исслед. ин-т культуры).

Подгот. текстов; статья «П. И. Рябинин-Андреев и его предки» (с. 6—32); примечания.

Рец.: Кутасов И. — На рубеже, Петрозаводск, 1940, № 1, с. 39—40.

Карелия в художественной литературе. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1940. 313 с. (Науч.-исслед. ин-т культуры К.-Ф. ССР).

Составление сборника (совместно с С. С. Шлеймовичем).

За дальнейший расцвет народного творчества. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1941, 11 янв., № 9.

Сокращ. стенограмма доклада, прочитанного на I съезде сов. писателей Карелии.

Устное народное творчество и работа с носителями фольклора. — На рубеже, Петрозаводск, 1941, № 1—2, с. 42—55.

Доклад на I съезде сов. писателей Карелии.

Прения по докладу. — Там же, с. 56—65.

Первые переводы «Калевалы» на русский язык. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1941, 22 июня, № 145.

Герои русских былин. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1943, 19 окт., № 214.

Поэзия Печоры. Сыктывкар, Комгиз, 1943. 76 с.

Рец.: Леонтьев Н. — Новый мир, 1948, № 9, с. 251—252.

Былины о Красной Армии. [Б. м.], Госиздат К.-Ф. ССР, 1943. 42 с.

Предисловие (с. 3—5); подгот. текстов; редактор сборника.

О Ленине. Былины и сказы. [Б. м.], Госиздат К.-Ф. ССР, 1943. 40 с.

Предисловие (с. 3—6); составление сборника.

Советские сказки. [Б. м.], Госиздат К.-Ф. ССР, 1943. 48 с.

Составление и редактура сборника.

Сказки Филиппа Павловича Господарева. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1944, 10 марта.

Рец. на кн.: Сказки Ф. П. Господарева. Зап. текстов и вступ. статья Н.В. Новикова. Петрозаводск, 1941.

Про изверга-немца. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1944, 16 мая, № 98.

Рец. на кн.: Про изверга-немца. Старинные карело-финские народные песни. Сост. В. Я. Евсеев. [Б. м.], 1943.

Народные предания о Петре I. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1944, 16 июня, № 120.

Певец из далекой деревни Гартицы [Т. Г. Рябинин]. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1944, 7 ноября, № 226.

Сказы Заонежья. — Правда, 1944, 8 дек., № 294.

Сказки Коргуева. (Избранные). [Б. м.], Госиздат К.-Ф. ССР, 1944. 110 с.

Предисловие (с. 3—7); составление сборника.

За колючей проволокой. — На рубеже, Петрозаводск, 1945, № 1, с. 120—127.

Сбор песен, частушек и причитаний, созданных в период Великой Отечественной войны.

Друг Лермонтова в Карелии. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1945, 20 февр., № 35.

С. А. Раевский как фольклорист.

Сто десять лет «Калевалы». — Лит. газ., 1945, 10 марта, № 11.

П. Н. Рыбников в Карелии. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1945, 25 мая, № 103.

Советские фольклористы и изучение фольклора Карелии. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1945, 22 июня, № 124.

Пудожские сказы. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1945, 19 авг., № 166.

Мать и сын. Из дневника пудожской [фольклорной] экспедиции. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1945, 2 сент., № 176.

За колючей проволокой. Из дневника собирателя народной словесности. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1945. 71 с. (Науч.-исслед. ин-т культуры К.-Ф. ССР).

Избранные причитания. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1945. 130 с. (Науч.-исслед. ин-т культуры К.-Ф. ССР. Б-ка рус. фольклора Карелии).

Вступ. статья «Вопленицы и их причитания» (с. 7—13); подгот. текстов.

Рец.: На рубеже, Петрозаводск, 1946, № 1, с. 79; Гофман-Померанцева Э. — Сов. этнография, 1946, № 4, с. 229—230.

Карельские поэмы Федора Глинки. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1945. 128 с.

С. 17, 19, 22, 35, 43, 49, 51, 63, 67, 77—79, 83, 85—87: Обращение Ф. Н. Глинки к устн. поэзии карел; с. 90—100: Глава «Фольклорные мотивы и образы»; с. 101—107: Глава «Переводы карело-финских рун».

Заонежский сказитель [В. П. Щеголенок] у Л. Н. Толстого. — Ленинское знамя, Петрозаводск, 1946, 3 марта, № 46.

Народная словесность Карелии. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1947, 280 с.

Рец.: Рякин М. — Лит. газ., 1948, 11 февр., № 12; Пушкарев Л., Старцева Л. — Сов. этнография, 1948, № 3, с. 209—211.

О проспекте издания сборника «Причитания русского Севера». — В кн.: Научно-исследовательский институт культуры Карело-Финской ССР. Материалы юбилейной сессии Ученого совета. 1931—1946. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР; 1947, с. 99—105.

О фольклоре Советской Карелии. — В кн.: Фольклор Советской Карелии. Подгот. текстов к печати и примеч. А. Беловановой, А. Разумовой. Петрозаводск. Госиздат К.-Ф. ССР, 1947, с. 5—18. (Науч.-исслед. ин-т культуры К.-Ф. ССР. Б-ка. рус. фольклора Карелии).

Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1949. 422 с.

С. 245—246, 281—283: Обращение К. Ф. Рылеева и О. М. Сомова к рус. фольклору; с. 305: Исследование А. С. Пушкиным нар. преданий; с. 313: А. А. Бестужев о нар. песнях; с. 335—337, 378, 388: Доклады о фольклоре на заседаниях Вольного общества.

А. Ф. Гильфердинг и его «Онежские былины». — В кн.: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года, т. 1. Изд. 4-е. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1949, с. 1—28. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Рец.: Богатырев П. Г. Новые издания онежских былин. — Сов. книга, 1951, № 4, с. 96—97; Липец Р.С.— Сов. этнография, 1950, № 4, с. 201—202.

Поэтическое наследие Федора Глинки. (10—30-е годы XIX в.). — В кн.: Глинка Ф. Н. Избранное. Подгот. текстов к печати, примеч. и послесловие В. Г. Базанова. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1949, с. 341—465.

С. 374, 386—389, 396—397, 448, 453: Фольклор в поэзии Ф. Н. Глинки.

То же. [Отд. изд.] Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1950. 128 с.

Поэты-декабристы. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1950. 219 с. (АН СССР. Итоги и проблемы совр. науки)..

С. 21, 23—27: Связь «Дум» К. Ф. Рылеева с нар. творчеством; с. 29: Популярность песни «Тройка» на стихи Ф. Н. Глинки; с. 77—85: Создание К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым агит. песен; с. 117—121, 132, 141, 144—152, 155—158, 165—167: Обращение В. К. Кюхельбекера, к рус. фольклору и мифу о Прометее; с. 193—195, 205: Фольклорность «Стиха на переход наш из Читы в Петровский завод» и поэмы «Василько» А. И. Одоевского.

Сто лет полного издания «Калевалы». Труды юбил. науч. сессии. Петрозаводск, 1950, 198 с. (АН СССР. К.-Ф. фил. Ин-т истории, яз. и лит.).

Статья «К истории знакомства с “Калевалой” в России» (с. 177—197); редактор тома.

Павел Иванович Якушкин. Орел, Изд-во газ. «Орлов. правда», 1950. 80 с.

Рец,: Молдавский Дм. Образ собирателя устного народного творчества. — Орлов. правда, 1951, 14 апр., № 74; Землянова Л. — Сов. этнография, 1951, № 3, с. 204—207; Молдавский Дм. За народное творчество, против антинародных теорий. — Звезда, 1951, № 9, с. 131—132; Пушкарев Л. Н. — Изв. АН СССР. Сер. истории и философии, 1952, № 1, с. 71—75; Бахтин В. Ценная работа. — В кн.: Орловский альманах, кн. 4. Орел, 1952, с. 164—167.

Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., Гослитиздат,. 1953. 528 с.

С. 180—198: Фольклорист, интересы декабристов.

Разумова А. П. Из истории русской фольклористики. (П. Н. Рыбников, П. С. Ефименко). М.—Л., Изд-во АН СССР, 1954. 142 с. (АН СССР. К.-Ф. фил. Ин-т истории, яз. и лит.).

Редактор книги.

Карелия в русской литературе и фольклористике XIX века. Очерки. Петрозаводск, Госиздат К.-Ф. ССР, 1955. 310 с.

Рец.: Дружба народов, 1956, № 1, с. 185—186; Громов П. — На рубеже, Петрозаводск, 1956, № 2, с. 177—179.

И. И. Введенский и Н. Г. Чернышевский. (К истории русской фольклористики). — В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования. I. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1956, с. 155—195. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Ф. Н. Глинка. — В кн.: Глинка Ф. Н. Избранные произведения. Л., «Сов. писатель», 1957, с. 5—54. (Б-ка поэта. Большая серия. Изд. 2-е).

С. 38—40, 49—51: Фольклор в творчестве Ф. Н. Глинки.

Проблема эстетического отношения фольклора к действительности у Н. Г. Чернышевского. — Рус. лит., 1958, № 1, с. 117—131.

Ценный труд карельского ученого. — Ленинская правда, Петрозаводск, 1958, 23 марта, № 70.

Рец. на кн.: Евсеев В. Я. Исторические основы карело-финского. эпоса. М.—Л., 1957.

Русский фольклор. Материалы и исследования. III. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1958. 446 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Статья «Семейные и местные предания в “Автобиографии” Н. Г. Чернышевского» (с. 132—152); отв. редактор тома.

Н. Г. Чернышевский и А. С. Зеленой. (К проблеме народного просвещения). — В кн.: Вопросы изучения русской литературы XI—XX веков. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1958, с. 168—176. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Новые люди или нигилисты? (К истории русского демократического народоведения). — Рус. лит., 1959, № 2, с. 149—174.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и крестьянское политическое красноречие. — Рус. лит., 1959, № 3, с. 28—50.

Спорное в декабристской текстологии. — Рус. лит., 1960, № 2, с. 181—197.

С. 184—191: К вопросу о новых редакциях песен «Царь наш — немец русский» и «Ах, тошно мне»; с. 191—195: Об авторской атрибуции подблюдных песен. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.—Л., «Худож. лит.», 1961. 471 с.

С. 9, 37—39, 43—46, 50—51, 59—60: Место фольклора в романтизме декабристов; с. 175—176, 202, 214, 221, 224—233, 246: Обращение К. Ф. Рылеева к устн. нар. поэзии; создание агит. песен для народа; с. 273—274, 284, 304, 306—309, 314—315, 319—320, 327—329: Фольклор в творчестве В. К. Кюхельбекера; с. 357, 359, 363, 382—384: нар. песня в произведениях А. И. Одоевского; с. 399, 404—406: Использование А. А. Бестужевым устн. творчества якутов; с. 409—411, 414, 428—430: Знание Ф. Н. Глинкой нар. поэзии карел; с. 441—442: Популярность песен на стихи А. А. Бестужева.

Поэтическое наследие Ф. Н. Глинки. — В кн.: Глинка Ф. Н. Стихотворения. Вступ. статья, подгот. текста и примеч. В. Г. Базанова. Л., «Сов. писатель», 1961, с. 5—46. (Б-ка поэта. Малая серия. Изд. 3-е).

С. 12, 15, 38, 44: Фольклор в творчестве Ф. Н. Глинки.

Добролюбов и народознание. — Рус. лит., 1962, № 2, с. 52—75.

Русская народно-бытовая лирика. Причитания Севера. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1962. 598 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Записи (совместно с А. П. Разумовой); вступ. статья «Причитания русского Севера в записях 1942—1945 годов» (с. 3—44); комментирование.

Реферат: Ornatskaja Т. — Demos, Berlin, 1964, Н. 1, Sp. 114—115.

Рец.: Микушев А. К. Спустя двадцать лет... Об одном фольклорном сборнике. — Красн. знамя, Сыктывкар, 1963, 23 дек., № 299; Акимова Т. М. — Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз., 1963, т. 22, вып. 4, с. 354—355; Домановский Л. В. Обвинительный акт против войны. — На рубеже, Петрозаводск, 1964, № 4, с. 123—124; Покусаев Е. Народно-поэтическая Хотынь. — Волга, 1974, № 7, с. 176—178.

Русский фольклор. Материалы и исследования. VII. М.—Л., Изд-во АН СССР. 1962. 403 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Статья «К вопросу о фольклоре и фольклористике в годы революционной ситуации в России (1859—1861)» (с. 189—216); отв. редактор тома.

Рец.: Померанцева Э. — Вопр. лит., 1963, № 6, с. 225.

Чернышевский и некоторые проблемы демократического народознания. — В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, 3. Саратов, Изд-во Саратов, ун-та, 1962, с. 23—49. (Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Гос. Дом-музей Н. Г. Чернышевского).

Рец.: Боровой С. Вклад в новейшую литературу о Чернышевском. — Рус. лит., 1963, № 2, с. 249—250.

Илья Муромец — крестьянский революционер. — Рус. лит., 1963, № 1, с. 158—172.

Поэма революционера-народника С. С. Синегуба «Илья Муромец».

Неизвестные стихотворения Сергея Синегуба. — Рус. лит., 1963, № 4, с. 160—174.

Фольклорность стихов поэта.

Обряд и поэзия. — В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. Доклады сов. делегации. V Междунар. съезд славистов. (София, сент. 1963). М., Изд-во АН СССР, 1963, с. 233—252. (АН СССР. Сов. ком. славистов).

Реферат: Ornatskaja Т. — Demos, Berlin, 1964, Н. 1, Sp. 77—78.

Рец.: Волкова Н. М., Осьмакова Л. Н, Доклады советских ученых, публикуемые к V Международному съезду славистов. — Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз., 1963, т. 22, вып. 4, с. 328.

Фольклористика и современность. — Рус. лит., 1964, № 2, с. I—XII.

О социально-эстетической природе причитаний. — Рус. лит., 1964, № 4, с. 77—104.

Ученая республика. М.—Л., «Наука», 1964. 463 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

С. 169: Слухи 1825 г. о восстании в Семеновском полку; с. 182—183, 187, 222: Создание К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым агит. песен; с. 232—233: Интерес Н. И. Гнедича к нар. словесности; с. 249—257, 286, 351—352, 379—380, 417: Фольклорист, труды А. П. Гевлича, А. А. Никитина, О. М. Сомова, Н. А. Цертелева; с. 264, 269—270, 277—278, 307, 328, 342, 362: Устн. поэзия в худож. творчестве членов Вольного общества любителей российской словесности.

Великорусские сказки в записях И. А. Худякова. М.—Л., Наука, 1964. 301 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Памятники рус. фольклора).

Подгот. текстов (совместно с О. Б. Алексеевой); вступ. статья «Накануне “хождения в народ”» (с. 7—49); редактор тома.

Рец.: Яранцев Б. — Новый мир, 1964. № 11, с. 284; Смирнов Ю. И. — Сов. этнография, 1966, № 6, с. 123—129.

Устная поэзия рабочих России. Сб. статей. М.—Л., «Наука», 1965. 189 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Предисловие (с. 3—6); редактор сборника.

Заметки фольклориста. Об историко-сравнительном изучении и его издержках. — Судьба жанра и мнимое новаторство. — Рус. лит., 1966, № 2, с. 220—237.

К истории тюремной поэзии революционных народников 70-х годов. — Рус. лит., 1966, № 4, с. 160—174.

Русские революционные традиции и рабочий фольклор. — Народно стваралаштво (folklor), Београд, 1966, св. 17—19, с. 1407—1413.

Venäläiset romantikot ja Suomi. — Historiallinen Aikakauskirja, Helsinki, 1966, N 4, S. 40—58.

Книга о поэзии Н. А. Некрасова. — Ленинская правда, Петрозаводск, 1967, 9 июня № 134.

Рец. на кн.: Гин М. М. О своеобразии поэзии Н. А. Некрасова. Петрозаводск, 1966. — Фольклор в творчестве поэта.

Об одном стихотворении. — В кн.: Есенин и русская поэзия. Л., «Наука», 1967, с. 46—55. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Фольклорность стихотворения С. А. Есенина «Мой путь».

Проблема «литературного фольклора» в русском революционном движении XIX в. (Тезисы). — В кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Междунар. съезд славистов. (Прага, 1968). Доклады сов. делегации. М., «Наука», 1968, с. 336—341. (АН СССР, Ин-т славяноведения).

Рукописное наследие П. А. Ровинского. — В кн.: Rad XIII-ог конгреса савеза фолклориста Jугославjе у Доjрану 1966. године. Скопjе, 1968, с. 391—397.

Оглядываясь на пройденный путь. (К спорам о Державине и Карамзине). — В кн.: XVIII век, сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. Л., «Наука», 1969, с. 18—24. (АН СССР. Ин-т рус. лит. Пушкинский Дом)).

С. 19—20: Нар. классицизм рус. фольклора; с. 21—22: Изображение деревенского быта в стихах Г. Р. Державина.

От фольклора к «народной книге». — В кн.: Академия наук СССР. Отд-ние лит. и яз. АН МССР. Ин-т яз. и лит. Науч. конференция по проблеме «Национальное и интернациональное в литературе и языке». Тезисы докладов и сообщений. Кишинев, 1969, с. 5—7.

Коржан В. В. Есенин и народная поэзия. Л., «Наука», 1969. 199 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Вступ. статья «От редактора» (с. 3—6); редактор книги.

Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Подгот. текста О. Б. Алексеевой. Ред. якут. текстов и примеч. Г. У. Эргиса, Н. В. Емельянова, П. Е. Ефремова. Л., «Наука», 1969. 439 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Якут. фил. Ин-т истории, яз. и лит.).

Редактор книги.

Хождение в народ и книга для народа. — В кн.: Агитационная литература русских революционных народников. Потаенные произведения 1873—1875 гг. Подгот. текста и коммент. О. Б. Алексеевой. Л., «Наука», 1970, с. 6—73. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Рец.: Яранцев Б. Народу — языком народа. — Вопр. лит., 1971, № 5, с. 198—199.

Les traditions occidentales et les utopies sociales dans la littérature russe. — In: VI-e congrès de 1’association Internationale de littérature comparée (Bordeaux, 1970). Résumés des communications de la délégation sovie’tique. VI конгресс Международной ассоциации по сравнительному литературоведению (Бордо, 1970). Резюме докладов советской делегации. Л., «Наука», 1970, с. 13—15.

Поэзия крестьянских праздников. Вступ. статья, сост., подгот. к печати и примеч. И. И. Земцовского. Л., «Сов. писатель», 1970. 636 с. (Б-ка поэта. Большая серия. Изд. 2-е).

Отв. редактор сборника.

Русский эпос в литературных интерпретациях XIX века. — In: Problemi attuali di scienze e di cultura. (Atti del convegno internazionale sul tema: La poesia epica e la sua formazione. Roma, 28 marzo — 3 aprile 1969). Roma, Accademia Nazionale dei Lincei, 1970, p. 333—340.

Пер. на итал. яз. — Там же, с. 341—348.

Алексеева О. Б. Устная поэзия русских рабочих. Дореволюционный период. Л., «Наука», 1971. 182 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Отв. редактор книги.

Западные традиции и социальные утопии в русской народнической литературе. — Helikon, Budapest, 1971, № 1, с. 48—51 (на венг. яз.).

Устн. нар. поэзия в произведениях рус. революционеров-народников. Поэзия Сергея Есенина. — В кн.: Есенин С. А. Избранное. М., «Худож. лит.», 1972, с. 3—35.

С. 3, 6, 8—12, 16—17, 33: Обращение С. А. Есенина к фольклору.

От фольклора к народной книге. Л., «Худож. лит.», 1973. 357 с.

Реферат: Рютина Т. В. — Рж «Общественные науки в СССР. Литературоведение», 1975, № 1, с. 98—104.

Peц.: Аникин В. «Народная книга» в истории освободительного движения. — Вопр. лит., 1975, № 2, с. 268—272; Hexelschneider E. — Jahrbuch für Volkskunde und Kulturgeschichte, Berlin, 1977, Bd 12, Neue Folge, Bd 5. S. 259—260.

Поэзия Сергея Есенина. — В кн.: Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. М., «Худож. лит.», 1973, с. 5—24. (Б-ка всемир. лит. Сер. 3 «Литература XX в.»).

С. 7—9, 12—13, 21—23: Фольклор в произведениях С. А. Есенина. Исторические песни XIX века. Издание подготовили Л. В. Домаковский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. Л., «Наука», 1973. 284 с. с нот. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Памятники рус. фольклора).

Отв. редактор тома.

Русские революционные демократы и народознание. Л., «Сов. писатель», 1974. 558 с.

Реферат: Павлова И. Б.— Рж «Общественные науки в СССР. Литературоведение», 1975, № 4, с. 113—120.

Новое время — новые задачи. — В кн.: Фольклористика Российской федерации. Материалы конференции, посвященной итогам и проблемам изучения народного творчества автономных республик (областей) РСФСР. Ленинград, ноябрь 1972. Л., «Наука», 1975, с. 3—8. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Поэзия Сергея Есенина. — В кн.: Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. М., «Худож. лит.», 1975, с. 3—19.

С. 6—7, 11: Фольклор в произведениях С. А. Есенина.

Социальные утопии в русской литературе и западные традиции. — In: Actes du VI-е congrés de l’association internationale de littérature comparée (Bordeaux, 1970). Stutgart, «Kunst und Wissen», 1975, p. 323—326.

Устн. нар. поэзия в произведениях рус. революционеров-народников.

«Гремел мой прадед, Аввакум!» (Аввакум. Клюев. Блок). — В кн.: Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М., «Наука», 1976, с. 334—348. (АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Обращение Н. А. Клюева и А. А. Блока к фольклору.

«Плач о Есенине» Николая Клюева. — Рус. лит., 1977, № 3, с. 192—198.

Фольк. основа «Плача».

Олонецкий крестьянин. — В кн.: День поэзии. 1977. М., «Сов. писатель», 1977, с. 210—212.

Фольк. интересы Н. А. Клюева.

Поэзия Николая Клюева. — В кн.: Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы. Сост., под-гот. текста и примеч. Л. К. Швецовой. Л., «Сов. писатель», 1977, с. 5—84. (Б-ка поэта. Малая серия. Изд. 3-е).

С. 5—6, 9—11, 20, 22—35, 39, 41, 45, 48, 55, 58, 62, 67—70, 74-76, 78, 82—83: Обращение Н. А. Клюева к фольклору.

Судьба одного мифа. — Вопр. лит., 1978, № 2, с. 217—239.

Фольклор в поэзии С. А. Есенина и Н. А. Клюева.

Олонецкий крестьянин и петербургский поэт. — Север, Петрозаводск, 1978, № 8, с. 93—112; № 9, с. 91—110.

№ 8, с. 96—97, 99—101, 105—106, 109, 111—112: Знание Н. А. Клюевым устн. поэзии; с. 102—103, 107—108, 110: А. А. Блок и нар. творчество.

№ 9, с. 95, 97, 100, 103—105, 107—110: обращение Н. А. Клюева к фольклору; бытование песен на его стихи в среде духоборов.

Миф — фольклор — литература. Л., «Наука», 1978. 251 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Статья «Древнерусские [и фольклорные] ключи к “Ключам Марии” С. А. Есенина» (с. 204—249); отв. редактор книги.

От мифа о «вечном древе» к социально-этической утопии (Сергей Есенин и Николай Клюев). — В кн.: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VIII Междунар. съезд славистов. Загреб—Любляна, сент. 1978 г. Доклады сов. делегации. М., «Наука», 1978, с. 442—450. (АН СССР. Отд-ние истории. Сов. ком. славистов).

Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. Л., «Наука», 1978. 206 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом)).

Отв. редактор книги.

Поэма о древнем Выге. — Рус. лит., 1979, № 1, с. 77—96.

Фольклорность поэмы Н. А. Клюева «Погорельщина».

 

 

(Кроме вышеперечисленных трудов, ответственным редактором которых выступал В. Г. Базанов, он был членом главной редакции серии «Библиотека русского фольклора Карелии» (1947—1948), членом редколлегии «Русский фольклор» (1956—1961, 1963, 1966, 1968, 1971, 1972), членом редколлегии сб. «Русско-болгарские фольклорно-литературные связи» (т. 1, 2, Л., «Наука», 1976, 1979), являлся членом главной редакции серии «Памятники русского фольклора (с 1960 г.), членом редколлегии издания «Русская литература и фольклор» (с 1970 г.).